Ювенильное море
по мотивам повести Андрея Платонова
В этом спектакле задействованы все козыри, которые есть на руках у постановщика – свежесть восприятия и большая отдачу юных актёров, их пластичность, податливость руке мастера. На сцене непрерывно рождается поток визуальных образов, обладающих редкой выразительностью.
«Удивительная работа детей и их режиссера-педагога Александра Новикова. Невероятно мощный, многозначительный терпкий платоновский текст они воплотили в захватывающе-интересное, пластически выверенное, психологически убедительное действо.»
- Бронислав Табачников, театральный критик
«Для подобной литературы требуется особый подход, требуется найти свой ключик для ее открытия на сценическом пространстве. Мне кажется, что энергетика, глаза и, в хорошем смысле, наив наших студийцев – это очень верный ход в освоении данного материала!»
- народный артист России Константин Хабенский.
«Самое большое впечатление произвело «Ювенильное море» творческого коллектива «Театральная 17» из Воронежа, спектакль поставлен по одноименному произведению Платонова, при этом смотреть спектакль лучше предварительно ознакомившись с повестью, по которой он поставлен, иначе понимать, что происходит, будет сложновато. Атмосфера спектакля местами тяжелая и даже гнетущая, но благодаря хорошей хореографии и игре актёров смотреть его легко. Очень интересным и атмосферным мне показалось музыкальное сопровождение-сочетание украинских народных песен и современной музыки.»
- Олеся Черноусова.
«"Ювенильное море" из Воронежа Александра Новикова говорит стройным языком биомеханики Мейерхольда, это особенно заметно в сцене с человеческим колесом, в метафоре Платонова о полной механизации, или превращения в вещь каждого. Сложенный коллективный труд над театральной машиной отлично передан в формулировках о великой стройке вечного союза.»
- Анна Аравина.
«Творческий коллектив «Театральная 17» осмысляет тяжелейший текст Андрея Платонова, и постановка задевает за живое, потому что я боюсь потерять возможность говорить о своих чувствах честно и открыто: советского человека лишали этого права.»
- Нана Мкртчян
«Проза Платонова при первом прочтении не всегда бывает понятна и ясна. Читающий улавливает движение и могучую силу платоновского слова, но принять сразу эту словесную энергию, бывает сложно. Но если прочитал один раз, то зудящей занозой остается в душе и памяти платоновские обороты и фразы. И возвращаешься к ним, проходя круг за кругом. Останавливаешься и пристально всматриваешься. О чём сказано, что нужно услышать?
Спектакль «Ювенильное море» студии «Театральная, 17» в постановке Александра Новикова, заставляет так же остановиться и задуматься. Как молодые люди, практически школьники, смогли с точностью передать со сцены повесть Платонова, сохранить ее дух и стиль? С самого начала спектакля возникает то ощущение, потерянное многими профессиональными коллективами, когда без лишних слов понимаешь – перед тобой творится театр. Лаконичная сценография, четкая отточенная пластика, и понимание актерами смысла, происходящего в душе и на сцене. Ни одного лишнего движения, этим и создается гимн машинам и механизмам, которые воспевал Платонов. Ни одного лишнего слова, только те что передают настрой персонажей и дают им точную характеристику. Молодость, единственный недостаток, проходящий со временем. Может быть, ребятам не хватает собственного жизненного опыта, и какие-то моменты в спектакли они воспринимают только со слов режиссера. Но это играет только в плюс спектаклю и актерам. Слаженность коллектива, а хочется написать механизма, потому как в спектакле они являют собой именно механизм, поражает. Такое можно увидеть в хороших европейских спектаклях.
И все в спектакле понятно, и можно проверять себя на знание текста «Ювенильного моря», и с удивлением понимаешь, как без лишних слов юные актеры транслируют платоновский текст. Безусловно надо отметить работу режиссера постановки Александра Новикова. Это не привычный для Воронежа стиль и манера. Спектакль можно назвать визионерским, он насыщен символами, в нем нет надрывных диалогов, есть элементы циркового искусства. Но в тоже время спектакль сделан в технике русского психологического театра. Актеры не просто произносят реплики, они их проживают, они понимают, о чем они говорят, пусть и с небольшим возрастным допуском. Объединив в одном спектакле, казалось бы, не совместимые вещи, Александр Новиков показывает и доказывает, может театр визуальный сосуществовать с театром психологическим. И они не мешают друг другу, а гармонично дополняют. И все работает, и серые унифицированные костюмы, и простота оформления, и «Марш энтузиастов» в стиле техно, все создает театральное воплощение прозы Андрея Платонова.
Я хочу еще раз увидеть этот спектакль. Без лишних слов.»
- Геннадий Колосов.